"Полёт шмеля" Н. А. Римский-Корсаков
Что знаете вы о контрабасе? Ну, большой, у него низкий звук... Всё? А почему у него такое имя и может ли он быть солистом как скрипка или флейта? А пишут ли оперы для контрабасов? Оказываетя это удивительный инструмент может всё. И это доказал
Сергей Александрович Кусевицкий.
Сергей Александрович Кусевицкий.
Сережа был одним из четырех сыновей в семье бывшего солдата музыкантской команды Александра Кусевицкого. Всех их отец обучал игре на духовых и струнных инструментах. С целью обучал: со временем братья с отцом составили маленький семейный оркестр. В течение нескольких лет семейный квинтет играл в трактирах, на свадьбах и крестинах, а одно время даже разъезжал с концертами по городам России. Тем кормились.
С шести лет Сережа играл на альте и виолончели, но больше всего ему нравился почему-то контрабас. Дома с самого раннего утра мальчик запирался в старой деревянной баньке и по многу часов тренировался на неуклюжем стареньком инструменте, стирал пальцы в кровь, но упорно долбил этюды и упражнения. Однажды отец спросил его: почему он так упорно держится за эту громоздкую штуку? И Сергей ответил: «Хочу играть на нем лучше всех». Как видим, позднейшие разговоры о том, что контрабас будто бы стал случайным инструментом для Кусевицкого, беспочвенны. Природная тяга к контрабасу проявилась у Кусевицкого в детстве.

Кусевицкий учился и играл. Играл на каникулах в рижском оркестре, подрабатывал в разных московских оркестрах, играл на музыкальных вечерах и студенческих вечеринках, играл в опере Мамонтова. В 1894 году, еще студент, он выдерживает конкурс на место контрабасиста в оркестр Мариинского театра и тут же переводится в Большой театр в Москве. Работа в оркестре Большого театра сильно продвинула мастерство музыканта, и два года спустя Кусевицкий впервые выходит на эстраду с сольной программой: в Петербурге он исполняет контрабасовый концерт Штейна и Тарантеллу Боттезини. Пресса сразу отметила двадцатидвухлетнего артиста: «г. Кусевицкий... умеет передать на контрабасе живость мелодии и блеск пассажей...» «... он проявил... выработку техники и тона, порой извлекая совершенно виолончельные звуки...» Солист-контрабасист на эстраде — это было для тогдашней российской публики в диковинку. «Виртуоз на контрабасе — это целая революция в области музыки», — писал рецензент. До Кусевицкого в России с сольными программами контрабасисты выступали крайне редко.

Много сделали для подготовки молодых русских контрабасистов солист оркестра Мариинского театра, итальянец Джованни (Иван Осипович) Ферреро и чех Вацлав Бех, хотя как солисты они почти не выступали. Ферреро был первым профессором-контрабасистом открытой в 1862 году Петербургской консерватории. Лучшими его учениками были Василий Жданов и Иван Соколов, они вели класс контрабаса после смерти в 1877 году Ферреро.
Приезжавший в Петербург для участия в конкурсе в оркестр Мариинского театра Кусевицкий еще застал Жданова (он преподавал в консерватории до 1910 года). Как и учитель Кусевицкого, Рамбаусек, Жданов, редко выступал в качестве солиста. Почти не выступали как солисты и ученики Беха, будущие концертмейстеры контрабасовых групп ленинградских оркестров — Михаил Кравченко, Петр Вейнблат и Сергей Буяновский. Не появлялся с сольными программами и Густав Шпекин, первый профессор по классу контрабаса в Московской консерватории, преподававший здесь с
Портрет Зимандля, в то время первого контрабасиста Европы, висел в комнате Кусевицкого на почетном месте. Однако пока Кусевицкий знал только композитора Зимандля — концерт, мелкие пьесы; знал его школу, интересовался фактами его биографии. Его самого он не слышал. И вот в начале 1900 года Зимандль приехал в Россию, чтобы дать концерт в Москве. Кусевицкий понесся уже на репетицию своего кумира и — полное разочарование. «Этот артист, — писал рецензент, — явившийся пленять своим искусством... обнаружил такую примитивную технику и легкомысленную интонацию, что... нечего и говорить, успеха почтенный профессор не имел». Побывав на репетиции Зимандля, Кусевицкий вернулся домой в гневе и разорвал портрет австрийца в клочья. А несколько дней спустя Кусевицкий с блеском исполнил в Немецком клубе тот самый концерт Генделя, который весьма неудачно сыграл в концерте Зимандль. И хотя о клубных концертах пресса обычно не писала, об этом концерте Кусевицкого появилось несколько восторженных рецензий.

Но после Москвы еще предстояло покорить музыкальный «бомонд» Петербурга, первой музыкальной столицы России, это была как бы «путевка в жизнь». Одобрения петербургского бомонда добивались в свое время и Чайковский, и Рахманинов, и юные Хейфец и Полякин. Концерт в Петербурге состоялся в марте 1902 года. Кусевицкий давал отделение в паре с Леоднидом Собиновым — целый вечер доверить контрабасисту не решились (Кусевицкий, кстати, полного вечера еще не давал). Молодой Собинов был уже чрезвычайно популярным артистом. Кусевицкого никто не знал. Мало того — солист-контрабасист на концертной эстраде? — это было странно. «Появление Кусевицкого на эстраде было встречено насмешливым переглядыванием, — писал критик газеты „Театр и искусство“. — Но вот контрабасист заиграл, и с первых звуков волшебного смычка недоумение переросло в восхищение... необыкновенный контрабасист затмил собою обаяние тенора». После исполнения программы Кусевицкого вызывали много раз, а в конце вечера поднесли венок. Триумф был полный. «Московский контрабасист Кусевицкий произвел целую сенсацию виртуозною и художественною игрою», — писала московская газета «Новости дня». Петербург был покорен.
Наконец Кусевицкий решается дать полный сольный вечер. В конце марта 1902 года в зале московского Благородного собрания он сыграл сонату Генделя, концерт Штейна, Тарантеллу Боттезини и две своих пьесы — Анданте и Миниатюрный вальс (эти пьесы — первый опыт Кусевицкого в композиции). И снова — не просто успех, но триумф. Его больше не сравнивают с лучшими виолончелистами, он теперь — его величество «чудо-контрабасист». «Большой артист», «выдающийся талант», «истинный художник» — такими эпитетами награждает его пресса. Не встретить даже просто похвальных рецензий на выступления музыканта — все только восторженные. Известно — пресса любит сенсации, и если предоставляется возможность «создать кумира», делает это самозабвенно, порой теряя меру. Но в случае с Кусевицким прессу нельзя было упрекнуть в «потере контроля над собой». Кусевицкий был признан всем музыкальным миром. Он уже свой в этом мире, в кругу его друзей и знакомых — А. Скрябин, С. Танеев, Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, К. Станиславский, В. Серов... С четырьмя последними он в 1902 году свершает паломничество в Байрейт, где сразу получает приглашение от дочери Вагнера — Козимы Вагнер — посетить ее; она предоставляет ему и его друзьям собственную ложу на представления «Кольца Нибелунгов».
По возвращении в Россию Кусевицкий дает вечер в концерте Филармонического общества в Москве в паре с Шаляпиным; за пультом оркестра — А. Зилоти. «Наряду с таким любимцем публики, казалось бы, трудно иметь успех... да еще на таком инструменте, как контрабас, — писал рецензент «Московских ведомостей». — Но талантливость и мастерство Кусевицкого победили эту трудность, и он имел успех в полном смысле огромный...» А чуть позже «Русские ведомости» назвали его «бесспорно одним из лучших в мире виртуозов на этом инструменте».

В эти годы Кусевицкий вновь обращает свое внимание на искусство дирижирования. В 1908 году в Берлине состоялся его дебют как дирижера, а к 1910 году он уже известный капельмейстер, которым восхищается сам Артур Никиш. Но выступать как контрабасист Кусевицкий не перестает. В
Осенью 1909 года пианист А. Гольденвейзер, бывший другом дома Толстых, рассказал писателю о Кусевицком, и тот пригласил его вместе с коллегами к себе. О посещении Ясной поляны вместе с квартетом во главе с Альфредом Казелла, а также Гольденвейзером, Кусевицкий рассказал тогда же корреспонденту одной московской газеты: Толстой «... пожелал прослушать отдельно мою игру... с лица Л. Н. все время не сходила радостная улыбка, которая всех так согревает, объединяет... В 12 часов ночи мы с грустью распрощались...»
По мере увлечения дирижированием выступления контрабасиста-Кусевицкого становились все более редкими. Теперь он выступает в собственных симфонических концертах. В 1916 году совершает «большую гастроль» по России — Киев, Харьков, Екатеринослав, Ростов-на-Дону, Казань, Тифлис, Баку... Успех везде огромный. Однако когда в том же году Кусевицкий предложил свою кандидатуру на должность профессора Московской консерватории по классу контрабаса, ему было отказано. Отказано лучшему в мире контрабасисту.
После 1917 года Кусевицкий также продолжал выступать как контрабасист, в частности, в сезонах
По материалам сайта http://www.bassacademy.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий